Мой знакомый,военврач, как-то посоветовал способ избавления от назойливой боли, который я взял на заметку. Избавления не навсегда, а на пару минут: вот сверлят Вам зуб или, не дай Бог, ногу потянули, а надо потерпеть. Просто возьмите пальцы левой руки и со всей дури сжимайте их правой. Мозг почувствует дискомфорт и некоторое время будет занят только им.
Однако, не я один такой умный — почти вся страна регулярно использует подобный приём, усаживаясь перед телевизорами и фанатично вылавливая каждое слово из уст возбуждённых журналистов. Украина, Донецк, майдан, ополчение, фашисты… Россия просто стала пропадать с экранов и из массового сознания. Только глубокие провалы валюты иногда заставляли зрителя вспомнить, где он живёт.
Учитывая, что долго обманывать мозг могут не все, а пальцы рано или поздно придётся отпускать, хочется обратиться к каким-нибудь вололнтёрам, чтобы те заранее начали раздавать по квартирам памятку «как избежать шока». В этом нет ничего странного — новый год принёс не только новые надежды, но и новые открытия.
Открытие первое — оптимизация. Конечно, проблемы медицины и образования очень обширны, но власти придумали им весьма странное решение. Школы и больницы энергично объединяются, что-то закрывают, оставляя многолюдные районы с одной поликлиникой на десятки тысяч человек. Врачам увеличивают нагрузку, понижают в должности, вообщем, добавляют новых затруднений. Школьники и учителя оказываются в подчинении каких-то громоздких центров образования, дети-инвалиды скоро лишатся права надомного обучения, что поставит крест на индивидуальном подходе. Согласитесь, трудно воспитать самостоятельную личность в переполненом класссе…
Открытие второе — пенсии. Это вообще отдельный разговор, ибо ситуация с выплатами престарелым гражданам очень странная. Сама постановка вопроса рождает непонимание — почему государство считает, что пенсионные накопления человека, который отдаёт ради них часы работы и дни жизни, могу быть заморожены? А несколько месяцев назад так и случилось. Никто не избежал «заморозки» — ни учитель, ни менеджер, ни полицейский, и ни у кого об этом даже не спрашивали. Вот и откладывай на старость теперь.
Открытие третье — кризис. Это очень страшное слово, ведь его не произносят по телевизору. То, о чём нельзя говорить. Вообще, как сильно за год изменились наши соотечественники, даже когда за евро давали 100 рублей, мало кому пришло в голову, что начались глобальные проблемы. Помнится, один мужчина сказал в маршрутке «Вот Путин прикажет, и евро опять упадёт». Евро,вообщем-то упал, но так ли глубоко и так ли быстро, как этого хотелось бы? Всё равно ценники в магазинах и на заправках живут своей жизнью, девизом которой, наверное, является знаменитое «всё выше и выше»…
Впрочем, как оказалось, можно говорить о кризисе, не произнося термин вслух! Государственные чиновники уже рекомендуют населению меньше есть и готовиться к безработице. Ну, им виднее.
Такие вот открытия, которые пока что доступны не всем — ведь смотрят миллионы прямые включения и морализаторские ток-шоу, образно схватив себя за руку. И слегка царапая — потому что слишком уж невыносимы наши перспективы после тучных нулевых, когда так удачно росли цены на нефть. А ещё в прошлом десятилетии многие писали о бесперспективности сырьевой экономики. Но история учить не способна в принципе, особенно если её энергично переписывают. Учится человек на ошибках. И главная ошибка последнего времени — прямой эфир стал мимолётным болеутоляющим, за которое заплачена слишком высокая цена.
Егор Бредов