В разгар забастовки, объявленной дальнобойщиками на прошлой неделе, новый протестный лагерь водителей большегрузов возник у магазина IKEA в Тёплом Стане. Сборку купленной мебели пришлось отложить ради проявления солидарности — полчаса на транспорте, и вот перед моими глазами стоянка у огромного торгового комплекса. Весеннее солнце бьёт по глазам, но даже из окон автобуса видно несколько фур с антиплатоновскими плакатами, которые весьма удачно припарковались рядом с остановкой общественного транспорта.
Водители коротали время в кабинах, но очень удивились новым гостям. Сложилось такое ощущение, что я стал одним из первых, кто навестил протестующих.
Обстановка и планировка лагеря очень повторяли уже виденное в Химках — фура-штаб, выполнявшая также роль кухни, несколько легковых с сочувствующими, триколоры над кабинами фур.
Постепенно дальнобои собрались у дверей штаба, заварили чай, стали разгружать принесённые подарки — картошку, тушёнку и огромный батон свежего хлеба.
В отличие от самых первых протестных акций в прошлом году, здесь я не встретил людей, исполненных иллюзиями. Дальнобои из Волгограда и Махачкалы сразу же принялись обсуждать бедственное положение провинции, да и что греха таить — центральной России. Убитые дороги, негазифицированные деревни, ничтожная зарплата педагогов, истерия ТВ. Оставалось только поддакивать и успевать придерживать челюсть, когда речь заходила о верховных властях. Я-то по своей наивности полагал, что острые суждения — удел немногих оставшихся белоленточников и анархистов.
Пока чай остывал, обсудили с дальнобоями два самых животрепещущих вопроса — как показать народу, что бороться за свои права можно, и как перебить дезинформацию, льющуюся с экранов ТВ. Население беднеет, это констатируют даже вполне официальные опросы общественного мнения, журналисты занимаются каким-то массовым гипнозом… Кстати, на последних водители обижены: они полагали, что массовая акция протеста вызовет неподдельный интерес СМИ, но даже такой «оппозиционный» канал, как «Дождь» откровенно проигнорировал акции протеста.
— Все должны знать, что мы стоим не за себя. Мы не только против системы «Платон», мы готовы поддержать любой протест против обнищания, против налогов, — говорит мне дальнобойщик из Волгограда. — Но нет энтузиазма. Вместе у нас бы всё получилось.
А вот не получается, подумалось мне — сколько визгливого восторга вызывал лагерь «Оккупай Абай», который в конце концов исчез спустя два месяца. Но стоило к Москве устремиться провинциальным забастовщикам, как на них обрущился вал возмущения. Либералы обвиняли их в симпатиях к Путину, анархисты, не вставая с дивана, называли мелкими буржуями… Вот так и понимаешь, что если кто и виновен в нынешнем бедственном положении протестного движения, то уж точно не власть.
Интересную мысль подсказали мне водители: народ так поддерживает политику партии и президента только потому, что вера в них — единственный моральный стержень, духовная скрепа бытия. Если не верить президенту, то придётся открыть глаза и признать, где живёшь и главное, как живёшь. А это тяжело и придётся сделать выводы. На которые хватило смелости пока только дальнобоям.
— Мне терять нечего, до конца пойду, — говорит мне соратник из средней полосы. — Ставки на оплату труда у нас не повышались с 1991 года, а сейчас с «Платоном» вообще ничего не заработаешь…
На прощание водитель из Махачкалы читает мне стихи Расула Гамзатова. А вокруг лагеря наматывает круги машина ДПС.
P.S. В начале марта водители разъехались с Тёплого Стана: они решили продолжать борьбу в регионах и намекнули на скорое возвращение. Повышение тарифов в системе «Платон» заморожено до 2017 года. Однако, по словам дальнобойщиков, это решение их также не устроило, и они продолжат борьбу. Присоединятся ли к ней остальные недовольные — покажет время, ведь способна же оппозиция учиться на своих ошибках?